Пятьдесят лет трудится на Ряжском авторемонтном заводе мастер ОТК Анатолий Муромцев

0
865

Все эти годы основная работа Анатолия Юрьевича связана с отделом технического контроля, очень важным и значимым подразделением любого предприятия. Ряжский АРЗ, занимающийся проектированием и выпуском машин для коммунального и дорожного хозяйства, не исключение.

Из семьи фронтовика и медсестры

– Мой отец, Юрий Михайлович, – уроженец Ухоловского района, – рассказывает Анатолий Муромцев. – Он – фронтовик, военный связист. На передовой был ранен, лишился руки. В мирное время освоил профессию учителя истории. Родовые корни мамы, Марии Федоровны, находятся на Курской земле. В Ряжск (где уже обосновался Юрий Михайлович) она приехала после окончания медицинского техникума по распределению. Здесь они и познакомились.

Юрий Михайлович – представитель педагогической династии Муромцевых. Мама его, Елизавета Васильевна (бабушка Анатолия), всю жизнь посвятила народному образованию. Ее основная трудовая деятельность (как рассказал внук Анатолий) связана с железнодорожными школами № 91, № 32 (позже № 108), где она преподавала химию. Елизавета Васильевна отмечена  орденом Ленина (одной из самых высоких наград СССР), а также орденами Трудового Красного знамени, Знак Почета, медалями. О ней рассказано в «Ряжской энциклопедии».

Когда в мирной жизни Юрию Михайловичу пришлось выбирать род дальнейших занятий, он, естественно, обратил внимание на педагогику. В итоге занял свое место у школьной доски. Как говорят его многочисленные ученики, Юрий Михайлович был хорошим учителем истории, знал свой предмет, творчески относился к урокам.

Мария Федоровна работала медицинской сестрой сначала в детском отделении железнодорожной больницы, а затем долгие годы старшей медсестрой в хирургическом отделении. Уважение окружающих Мария Федоровна заслужила своими профессиональными и человеческими качествами.

Анатолий Муромцев искренне гордится своими родителями.   

Победила к технике любовь

Имея перед глазами яркий пример отца и матери, сын мог бы следовать по проторенной дороге: в педагогику либо в медицину. Но верх взяла тяга Анатолия к технике, точнее, к автоделу.

– В школе я хорошо успевал по всем основным дисциплинам, – рассказывает Анатолий Юрьевич. – Профессию мог выбрать любую, в том числе пойти по родительским стопам. Но меня с детства манили моторы, автомашины и все, что с этим связано. Сколько себя помню, всегда старался что-то усовершенствовать, стремился понять, как устроен тот или иной механизм или аппарат. Например, школьником оборудовал освещение в соседней комнате с помощью проводков, батареек и лампочки. Юношей совершенствовал внешний вид своего велосипеда, что-то по своему вкусу улучшал.  Позже оборудовал двухколесного железного друга динамо (генератором) для выработки тока для фары. Как сказали бы сейчас, делал тюнинг и стайлинг. Немного повзрослев, я пересел на мопед «Рига-4» (между прочим, очень неплохой пример достижений советско-латышского мотопрома), самостоятельно следил за этой техникой, ремонтировал.  Кстати, именно на нем ездил за 50 километров в соседний Кораблинский район, где мой дядя, Олег Александрович Андреев, (двоюродный брат отца) был директором совхоза. На его ГАЗ-69 (легендарном советском «козлике» – легковом автомобиле повышенной проходимости с приводом на четыре колеса) я и научился вождению. Тренировался на полевых дорогах, вдали от трасс. Навсегда запомнились особенные ощущения свободы, скорости, удивительное, захватывающее состояние от быстрой езды, как сейчас говорят, драйв.

Гонщиком не стал, драйв теперь дает работа

– Моя большая, юношеская мечта – стать автогонщиком, – продолжает Анатолий Юрьевич. – К сожалению, она по ряду причин не сбылась. Теперь я об этом нисколько не жалею.  Связав свою жизнь с машинами, автомобильной техникой я, будто бы продлил тот самый юношеский азарт. По прошествии полувека вижу, что в выборе не ошибся.

В 1972 году Анатолий окончил десятилетку, получил среднее образование.

– Сразу же я поступил на заочное отделение автотранспортного техникума по специальности «Ремонт и техобслуживание автомобилей», – говорит Анатолий Муромцев. – Практически следом пришел на АРЗ, помню даже дату своего трудоустройства: 31 августа 1972-го. Свое решение я хорошо и тщательно обдумал.

Так все и сошлось вместе: давнее увлечение Анатолия техникой  и новая заводская реальность. В моторном цехе, где теперь работал слесарь Муромцев, он занимался любимым автоделом, осваивал ремонт двигателей к ЗИЛам.

«Комсомольская юность моя»

Анатолий Муромцев до сих пор хранит экземпляр газеты «Авангард» (так раньше называлась районная газета), датированный 7 мая 1974 года. Здесь рассказывается о комсомольцах авторемонтного завода, об их участии в производстве. С газетного снимка смотрят юные, задорные ребята, в их числе и слесарь-сборщик Муромцев. Рядом напечатан его небольшой рассказ о себе. Вот короткая выдержка из этого материала: «Я занят на операциях по оборудованию двигателей. Ставлю водяной насос, компрессор, карбюратор. Любой брак исключается…Без знаний современному рабочему невозможно обойтись. Многие мои товарищи учатся в вечерней школе рабочей молодежи, в техникумах, вузах. Я тоже учусь на четвертом курсе автотранспортного техникума, скоро – защита диплома, поэтому вечером после каждого рабочего дня сажусь за учебники».  

– Молодежь на заводе жила интересно и насыщенно, – добавляет Анатолий Юрьевич. – Конечно, юность сама по себе излучает энергию, это время действий. Но еще всех нас объединял, нацеливал на хорошее в жизни именно комсомол. Правда, может быть, некоторой помехой являлась лишняя заорганизованность. Но необходимость такого молодежного движения, на мой взгляд, не утратила смысл и в наши дни.

Теория с практикой повенчана

С малых лет Анатолий вникал в устройство машин, стремился расширять свои познания в автомобилях: прислушивался к советам и наставлениям умельцев, штудировал советский журнал «За рулем», самостоятельно осваивал автодело и т.д. Постепенно он понял, что без соответствующего образования не обойтись, поэтому и стал студентом заочного отделения техникума.

– Непосредственно на производстве, своими глазами я видел, как теория воплощается в практику, – поясняет Анатолий Юрьевич. – Постепенно чувствовал себя увереннее, понимая, что у меня получаются все более сложные технологические операции, связанные с ремонтом машин. Параллельно я совершенствовал и мастерство вождения автотранспорта. Для этого поступил в заводской учебно-курсовой комбинат (УКК), где получил профессиональные права водителя.

Во время занятий пригодились Анатолию и те навыки, что он приобрел, гоняя на дядькином «козлике» ГАЗ-69. Правда, в УКК уже пришлось управлять грузовиком ГАЗ-53, который он также освоил. А после того, как ему вручили водительское удостоверение, Анатолий уверенно сел за руль родительского «Москвича-412», а позже также без проблем ездил уже на «Ниве».

Несмотря на молодость, компетентность слесаря Муромцева росла, не последнюю роль сыграло и успешное окончание в 1975-м автотранспортного техникума. Руководство, видимо, также заметило успехи Анатолия за довольно  скромный период работы на предприятии.

– Почти сразу после того, как я стал дипломированным специалистом по ремонту и техобслуживанию автомобилей, начальник ОТК завода Юрий Иванович Бугорков предложил мне работу в его подразделении, – говорит Анатолий Юрьевич. – Сказал, обращаясь ко мне: «Технику ты знаешь хорошо, образование получил по профилю, такие кадры нам нужны».

Так открылась новая и главная страница в его биографии.

За всю продукцию в ответе

 С самого начала Анатолий Юрьевич понимал, что работа в ОТК – это большая ответственность. Достаточно, например, пояснить, что для обеспечения независимости контроля отдел подчиняется напрямую высшему руководству предприятия. В заводоуправлении, когда предлагали новую должность молодому специалисту, судя по всему, разглядели в нем те качества, которые должны быть присущи сотруднику ОТК. И, похоже, не ошиблись, если спустя долгие годы по-прежнему доверяют ему такое серьезное дело. 

– Главное для всех, кто трудится в ОТК, чтобы за ворота предприятия не вышла некачественная продукция, – отмечает Анатолий Юрьевич. – Конечно, мы по-прежнему полагаемся на рабочую совесть, большинство заводчан люди добросовестные, профессиональные. Но нарушения технологического и другого свойства могут возникнуть по различным причинам, поэтому на АРЗ на каждом этапе производства между всеми производственными звеньями налажен строгий и постоянный контроль за соблюдением стандартов, технических условий и т.п.  После того, как мы приняли готовую продукцию (это машины для коммунальщиков и дорожников), она должна строго соответствовать всем необходимым параметрам.

Судя по всему, именно так и происходит на деле. Техника, выпущенная под брендом «Ряжский авторемонтный завод», на протяжении многих лет пользуется заслуженным спросом и выдерживает конкуренцию в своем сегменте машиностроительного рынка. В этом, безусловно, есть заслуга всего коллектива предприятия и отдела технического контроля в том числе.

Контроль также совершенствуется

На Ряжском авторемонтном заводе планомерно внедряются современные оборудование и технологии. Давно компьютеризированы рабочие места, применяются роботизированные комплексы и другие передовые достижения.

– Наше предприятие развивается, движется вперед, –  считает Анатолий Юрьевич. – В итоге растет надежность, добротность изготавливаемых машин. Например, современное сварочное оборудование позволяет делать швы, изделия в целом значительно качественней, чем ранее. Совершенствуется и приемка продукции. Прежде нашими главными орудиями были штангенциркуль и  микрометр, сейчас на помощь приходит электроника, хотя и старые добрые методы, порой, также годятся. Но по-прежнему главное в деятельности ОТК – не допустить производственного брака. За этим мы зорко следим. После того, как соблюдены все формальности, наши сотрудники дают добро на отправку только что сошедшей с конвейера предприятия техники на склад готовой продукции. А дальше ее путь идет к заказчикам, которых множество во всех уголках необъятной страны.

Избранница также работает на заводе

Знаменательное событие, по словам самого Анатолия Муромцева, произошло в его жизни почти десять лет назад: он обрел личное счастье. Его вторая половинка, Ольга Владимировна, также трудится на предприятии инженером-нормировщиком.

– Свободное время мы с супругой стараемся проводить вместе, – делится Анатолий Юрьевич. – Например, любим отдохнуть в средней полосе, в рязанской Солотче. По душе мне тихая охота – сбор грибов. Наедине с природой удается отвлечься от повседневных забот, набраться сил и положительных эмоций. А недавно появилось у меня еще и желание заняться рыбалкой. Для этого уже и удочка имеется. Друзья подарили.

Удачи, мира и добра!

– Всех работников авторемонтного завода, коллег и ветеранов поздравляю с Днем машиностроителя, – говорит мастер ОТК с 50-летним стажем Анатолий Муромцев. – От всей души желаю им крепкого здоровья, счастья, благополучия, уверенности в завтрашнем дне.